Чусовской металлургический завод: рождение города.
В 1879 г. главный директор акционерного общества Сент-Этьенских заводов Шарль
Барруен и князь С.М.Голицын образовали Франко-Русское Уральское общество стальных
и железоделательных заводов с основным капиталом в 8 млн. франков. Устав этого
общества указывал, что оно создавалось "для эксплуатации металлургических заводов,
принадлежащих князю Голицыну в Пашие, Михайловке и Нытве и для устройства и
эксплуатации нового металлургического завода на пункте соединения двух железных
дорог: Пермь-Екатеринбург и Луньево-Чусовской, вдоль реки Чусовой на правом
берегу ее".
Чусовской завод представлен стоящими в ряд на берегу Чусовой многопролетными цехами,
между которыми пролегли внутризаводские улицы. Система подъездных дорог соединила завод с железнодорожной
станцией, между цехами проложены узкоколейные пути. В 1894-1898 гг. вводились
в строй мартеновские печи, в 1894 г. был построен мелкосортный стан, в 1898 г. сооружена доменная печь,
имевшая суточную производительность около тысячи пудов. Чусовской завод стал
работать по полному металлургическому циклу: выплавка чугуна и стали, производство
проката, выпуск готовых металлоизделий.
Одновременно с возведением цехов шло строительство заводского поселка. Он рос
без плана, полукругом охватывая строительную площадку завода и занимая отроги
горы, позднее получившей название Больничной. Основная масса холостых рабочих
ютилась в бараках. Трудности с жильем заставляли рабочих строить собственные
дома за железнодорожной линией. За этим местом закрепилось название Дальний
Восток, незабытое до сих пор.
Неблагоприятной была экологическая обстановка. Горы, окружающие завод, в безветренные
дни задерживали дым, и удушливая едкая пелена затягивала поселок. По свидетельству
корреспондента газеты "Уральская жизнь" это являлось причиной возникновения
у жителей каких-то специфических "чусовских болезней". Лишь весной унылый вид
заводского поселка оживлялся цветением черемухи, смородины и шиповника, кусты
которых во множестве росли по берегам Чусовой, Вильвы и Усьвы.
1 августа 1932 г. Чусовской райисполком обратился в Уралоблисполком с ходатайством о
переименовании поселка в город Чусовой. Соответствующее постановление
Советского правительства было принято 15 июня 1933 г. Как выглядел в те годы
город? Черные от копоти и сажи дома, булыжная мостовая на главной улице,
деревянные тротуары для пешеходов. На грязных улочках и в переулках по ночам
царила кромешная темнота. Двухэтажные дома можно было пересчитать по пальцам.
К 1936 г. в городе был единственный кинотеатр. Заводской клуб размещался
в деревянном доме, где раньше жил управляющий заводами КАО. Летом работал железнодорожный
сад, дорожки которого серпантином опоясывали взгорье, поросшее вековыми липами.
По революционным праздникам в саду проходили массовые гуляния.
Масштабное строительство в городе началось фактически с 1934 г. Уже вскоре
были сданы баня и прачечная, велась сборка 8-квартирных домов на Дальнем Востоке.
Шла работа по удлинению водопровода, реконструкции городской электросети.
В 1936 г. были введены в строй заводы колбасный и безалкогольных напитков, завершен
монтаж телефонной станции, заложен первый 40-квартирный дом, начал работать
городской радиоузел. На стадионе была сооружена парашютная вышка.
В 1956 г. по распоряжению Совета Министров СССР были развернуты работы по реконструкции
и расширению Чусовского завода, созданию на нем более совершенного
ферросплавного производства. 21 февраля 1968 г. доменная печь №2 первой на
Чусовском заводе начала работу на природном газе. Заводчанам, привыкшим к
работе с каменным углем, пришлось переучиваться, для чего при вечернем
техникуме было открыто специальное отделение. Постепенно все доменные, мартеновские
и нагревательные печи были переведены на природный газ. За большой вклад в
развитие отечественной металлургии и в связи со 100-летием со дня основания
указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1979 г. Чусовской
металлургический завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
По мере роста завода увеличивалась потребность в жилье, но территория старого
города, ограниченная с одной стороны горами, а с другой рекой, не давала
возможность развернуть строительство. Давняя же мечта о строительстве нового
города на левом берегу Чусовой не могла быть осуществлена из-за отсутствия
надежного автомобильного и пешеходного моста. Каждую весну после ледохода через
Чусовую наводился понтонный мост. В 1962 г. началось строительство первого многоэтажного дома
на левом берегу, однако основное строительство развернулось лишь с возведением
автодорожного моста через Чусовую в 1964 г. До конца 60-х годов в "Новом городе", как
окрестили его чусовляне, был построен первый микрорайон из десяти, предусмотренных планом.
За микрорайоном, обозначенным литерой "Б", вырос больничный городок, санаторно-эпидемиологическая
станция, профилакторий завода, плавательный бассейн.
В 1964 г. был сдан в эксплуатацию Дворец культуры металлургов, который в годы
руководства им чусовским композитором Э.Г.Шпигелем стал подлинным центром культурной
жизни города. Здание клуба металлургов было приспособлено под дом творчества
юных. 15 июля 1967 г. в Чусовом был открыт краеведческий музей.