Красавица Чусовая — жемчужина Урала.
В переводе с коми — пермяцкого "чус-ва" означает "быстрая вода". Река Чусовая
начинается в Азии, но, пробежав полсотни километров по восточному склону
Уральских гор, пересекает хребет по неглубокой долине близ Екатеринбурга и
далее прокладывает свой путь уже в Европе.
В среднем течении река
движется между высоких каменных стен и изобилует опасными для сплавщиков
поворотами.
"Главную красоту чусовских берегов составляют скалы, которые с
небольшими промежутками тянутся сплошным утесистым гребнем. Некоторые из них
совершенно отвесно подымаются вверх, сажен на шестьдесят, точно колоссальные
стены какого-то гигантского средневекового города; иногда такая стена
тянется по берегу на несколько верст...", — писал Д.Н.Мамин-Сибиряк, любивший
эту реку более других рек края, в очерке "Бойцы".
В другом его очерке —
"От Урала до Москвы" — читаем:
"Все течение Чусовой резко делится на
две части — одна, когда она течет в камнях (горы здесь называют камнями), и
другая, когда она выбегает из камней у деревни Камасиной...".Ниже
по течению реки берега становятся все более пологими и все далее отодвигаются
друг от друга. Неприступные скалы сменяются пойменными лугами.
В истории горнозаводского Урала река Чусовая занимает особое место. И дело
даже не в том, что в ее верховьях в XVIII в. возникли несколько металлургических
заводов: Полевской, Васильевско-Шайтанский, Ревдинский и другие. Чусовая
являлась главной транспортной магистралью, по которой более полусотни заводов
Урала, Сибири и Алтая отправляли готовую продукцию. По Чусовой грузы попадали в
Каму, затем уходили на Волгу, а после строительства в начале XIX в. Мариинской
водной системы (Волго-Балтийского пути) — и в Петербург. Из Петербургского
же порта российские и иностранные корабли развозили уральские товары по
всему миру.
Чусовая была едва ли не самым сложным отрезком этого долгого пути. Сплав по
Чусовой осуществляли с помощью барок. Сам сплав по реке продолжался всего
несколько дней. Если караванные решали, что высота воды в реке достаточна и
напор ее не слишком велик, в путь отправлялись разом 500-800 судов с
нескольких близлежащих пристаней. Беда, если кто-то не смог совладать со
своей баркой на вздувшейся весенним половодьем реке. Суда налетали друг на
друга, со страшным треском лопалась из деревянная обшивка. Если весна
задерживалась или напор воды был недостаточно силен, чтобы взломать ледяной
панцирь, приходилось покупать воду — посылали гонцов в Ревдинский завод и
его администрация открывала шлюзы заводского пруда.
Самой дурной славой из всех чусовских скал пользовались у сплавщиков три,
носившие имена Горчак, Молоков и Разбойник. "Бойцы, расположенные за
деревней Кумышом, представляют последнюю каменную преграду, с какой борется
Чусовая, — писал Д.Н.Мамин-Сибиряк. — Старик Урал напрягает здесь
последние силы, чтобы загородить дорогу убегающей от него горной красавице".
За этой деревней начинается длинный перебор, разогнавшись на котором
река налетает на первый из грозной троицы "камень" — Горчак. От него Чусовая
поворачивает вправо, затем делает еще два крутых поворота и выносит к
"бойцу" Молокову. Он относительно невысок и обращен к течению наклонной плоскостью.
В половодье волны взбегали по уклону вверх, а оттуда стремились обратно в реку,
сталкиваясь с новыми волнами. Вода превращалась в пену, в "молоко", что и дало название скале.
Если барка не успевала вовремя отвернуть, ее переворачивало вверх дном, и
тысячи пудов железа погребали под собой сплавщиков. Между тем судно следовало
держать как можно ближе к коварному "бойцу", ибо сильная струя уже несла
его к следующему препятствию — Разбойнику, и пересечь ее можно было только в
самом начале. Ниже по течению лишь камень Отметыш еще представлял опасность
для караванов. Барки, проходя мимо него, попадали в суводь — сильное обратное
течение, которое вновь несло их к "бойцу". Если сплавщик был недостаточно опытен
или терялся, поток разбивал судно о скалу.
Людям так и не удалось окончательно покорить своенравную красавицу Чусовую.
Печально знаменитым стал 1877 год, когда в течении нескольких часов боец
Разбойник "убил" 23 барки и более ста человек. Это событие стало зловещим,
но убедительнейшим аргументом в пользу скорейшего строительства первой
железнодорожной магистрали Урала.